Оплату больничного придется заслужить
Пособия по беременности теперь будут исчисляться исходя минимум из двух лет стажа, а чтобы получить 100%-ю компенсацию по больничному, нужно отработать минимум 15 лет. По словам замминистра здравоохранения Юрия Воронина, поправки в законодательство о социальном страховании могут вступить в силу уже с 1 января 2011 года.
Для чего все затеяно? Дело в том, что бюджет Фонда социального страхования, из которого и выплачиваются пособия, несколько лет подряд оказывается дефицитным. Так что надо закрыть брешь и найти новые источники средств, решили в Минздравсоцразвития. Поправки уже одобрены правительством и внесены в Госдуму.
Серьезных изменений несколько. Во-первых, работодатели будут платить взносы и за людей, нанятых по гражданско-правовым договорам (главное отличие от трудового договора - оплата услуг по факту завершения того или иного проекта, а не на регулярной основе). Это привлечет в Фонд социального страхования порядка 3,2 миллиарда рублей.
- Сложилась ситуация, когда люди, работающие по гражданско-правовым договорам, не имеют права на получение пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а ежемесячное пособие по уходу за ребенком получают в том же размере, что и неработающие граждане, - комментирует статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения и социального развития Юрий Воронин.
Во-вторых, изменится система начисления пособий. Выплаты теперь придется заслужить. Если сейчас пособия по беременности начисляются исходя из одного года трудового стажа, то с нового года они будут начисляться на основе заработка за два года. Впрочем, как пояснил Юрий Воронин, это нововведение не будет ущемлять права беременных женщин, которые проработали меньше двух лет. Они как получали пособие в размере одного МРОТ, так и будут его получать в таком же размере.
Поменяются и правила оплаты больничных. Сейчас граждане со страховым стажем до пяти лет в случае болезни имеют право на выплаты из фондов в размере 60% заработка, со страховым стажем от пяти до восьми лет - 80% заработка, а те, кто отработал восемь и более лет, - 100%. С начала следующего года правительство предлагает оплачивать больничный полностью только тем, чей страховой стаж больше 15 лет. Отработавшие менее восьми лет смогут рассчитывать на 60% оплаты, от 8 до 15 лет - на 80%. Эта мера позволит сэкономить на выплатах в 2011 году 10,6 миллиарда рублей.
Приятная для работников новость в том, что количество оплачиваемых работодателем больничных дней предлагается увеличить с двух до трех.